?

Log in

No account? Create an account
Ильинов пишет (2): - Перспективизм [entries|archive|friends|userinfo]
Перспективизм

[ website | Будешь? ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Ильинов пишет (2): [Jul. 17th, 2009|04:59 pm]
Перспективизм

perspektivizm

[miha_porshen]
МЕТАВСЕЛЕННАЯ СВЕРХНОВОЙ САРМАТИИ
(окончание)



Звёздная Сверхновая Сарматия: К торжеству Разума!

В самом начале наступившего III тысячелетия сарматизм снова заявил о себе в виде сверхнеобычного, изящного, часто противоречивого, подчас соединяющего несоединимое, мировоззрения «неосарматизма» («сверхнового сарматизма», «гуманистического сарматизма», «футуросарматизма»). В небольшой заметке, размещённой в Интернете, сообщается: «Украинский философ Олег Гуцуляк открыл новую идентичность украинцев. Украина - это Сарматия (The Ukraine is Sarmatia) - полиэтничная восточноевропейская страна на берегах Борисфена». Далее там же утверждается, что «сарматская ориентация утверждает арийское, дотюркское и даже дославянское начало Украины» («Сарматизм - новая украинская идентичность»). Примечательно, что зародившись на западе Украины, преимущественно в гуманитарной и литературно-художественной среде, неосарматизм вскоре, всего за какие-то один-два года, перерос в более масштабный, фактически мультикультурный («Пусть зазвучат народы!» Н. К. Рерих) и подлинно интернациональный (в самом позитивном смысле этого, к сожалению излишне затасканного, слова), интеллектуальный мегапроект и стал уникальной творческой мастерской, каждый участник которой, независимо от статуса и ранга, вносит свой посильный вклад в общее дело. Украинский философ, культуролог и литератор Олег Гуцуляк и болгарский традиционалист Антон Рачев отмечают, что неосарматизм (на конкретном примере международной метаполитической ассоциации «Туле-Сарматия» и параллельного «Института Стратегического Анализа Нарративных Систем» (ИСАНС)) возник «именно как сообщество, где личностное бытие принимается как открытость трансцендентному началу. Как сообщество, в котором на смену «стаду выборщиков и налогоплательщиков» пришло «товарищество-содружество» (Gefolgschaft) из индивидуальных актов самоопределения эмпирических «я», этаких исконных кшатриев-«офицеров дхармы», отдающих себя истинной идее всеобщего единства (соборности) свободно, в противовес, казалось бы, безнадежному противоречию её с нынешней действительностью. Здесь каждый обладает душой, открытой ко всем истинам прошлого и восприимчивой к всевозможным истинам будущего». Неосарматизм, по сути, одержим «всё тем же» - нелёгким и самоотверженным поиском Человека, навсегда освобождённого от ложных, часто смертоносных, мифов и миров-узилищ Инферно (теория, описанная в философском романе-прозрении «Час Быка» выдающегося русско-советского писателя-фантаста и философа-космиста Ивана Антоновича Ефремова). Искренняя мечта и цель Братства Сверхновых Сарматов — Новый Человек, «играющий брызгами Звёздного Моря» (Олесь Бердник), коему однажды суждено разорвать гравитационные оковы и затем устремиться в звёздную бесконечность Вселенной, навстречу иным мирам. «Новый человек, действительно новый человек, есть реализация вечного человека, несущего в себе образ и подобие Божие. В человеке есть божественная основа, Grund, о которой так хорошо говорил Таулер. Поэтому обращенность к грядущему связана с тем, что было вечного в прошлом. Достоинство человека требует, чтобы он не был рабом быстротечного времени. Новый человек может быть только творческим человеком и потому обращенным к грядущему, к небывшему. Это есть ответ на Божий призыв» (Николай Бердяев «Царство Духа и Царство Кесаря»). При этом дОлжно заметить, что Новый Человек неимоверно далёк от ложно понятой (а потому ещё более соблазнительной) сущности «уберменша-сверхчеловека». И здесь более чем прав замечательный русский религиозный философ и мыслитель Николай Бердяев, сказавший: «Ибо ложна та антропология, которая убивает человека, которая не отвечает бесконечной природе человека, не знает тайны человеческой природы - ключа к тайне бытия. И все-таки человек должен был пройти через гуманистическое сознание; чтобы прийти к откровению о человеке. На святоотеческом сознании нельзя было остановиться. Через гуманизм в муках рождается активность человека, идущая снизу вверх, а не сверху вниз. Правда гуманизма - часть религии богочеловечества, предполагающая веру не только в Бога, но и в человека» (Николай Бердяев «Смысл творчества»). И именно потому для Сверхнового Сармата столь ненавистно то, что намеренно оскорбляет, унижает и убивает Человека — будь оно, якобы, «правым» (истлевшие мундиры оставьте мертвецам...) или «левым» (...как и изъеденные молью знамёна). Подобно бессмертному Заратустре Фридриха Ницше он призывает к продолжительному и терпеливому восхождению на вершины, откуда особенно хорошо видны звёзды, и, в то же время, «священно ненавидит» унизительную ложь гуманизма дурно понятого (который, в действительности, открыто презирает в Человеке человеческое), оставаясь при этом носителем Гуманизма творческого, воистину Человеческого, неотрывного от Божественного Промысла. «Ницше почуял, как никто еще и никогда на протяжении всей истории, творческое призвание человека, которого не сознавала ни антропология святоотеческая, ни антропология гуманистическая. Он проклял добрых и справедливых за то, что они ненавидят творящих. Муку Ницше мы должны разделить, она насквозь религиозна. И ответственность за судьбу его должны принять на себя. Через Ницше зачинается новое антропологическое откровение в мире, которое в своем последнем осознании, в своем Логосе должно стать христологией человека» (Николай Бердяев «Смысл творчества»).

***

Интеллектуально, мировоззренчески и эстетически Сверхновая Сарматия черпает вдохновение в ряду весьма экстравагантных, а подчас и экзотических, идей, теорий и идеологий, из которых следует выделить следующие: Метаполитика (прежде всего «Европейские Синергии» (Стойкерс, Кребс, Виаль, Фай, Тулаев)), Метакультура, Метапоэтика, Археофутуризм (Гийом Фай, Павел Тулаев), «Альтернативное» - восточное (С. Корнев, В. Штепа), антиавторитарное - евразийство, Сетевой альтервизантизм (концепция «Конфедерации Византийского Меридиана» (В. Ешкилев, О. Гуцуляк)), Геокультура, Геофилософия, Геопоэтика, Анархаика (Трой Саутгейт, проект «Бриколаж»), Ноосферизм (прочитанный «традиционалистски»), Ноосферно-Космический Коммунотаризм (иначе - Звёздный Археофутуризм, Ноосферный Коммунизм (А. И. Субетто), Космический («прогрессорский») Коммунизм (Сергей Снегов, Генрих Альтов, Владимир Рыбин, Олесь Бердник, ранние Стругацкие), Звёздное Братство Духовных Республик (Олесь Бердник), Эра Великого Кольца - Эра Встретившихся Рук (Иван Ефремов), Эйкумена (Ойкумена) (Урсула ле Гуин, «Хайнский Цикл»)).
Сверхновая Сарматия творит невиданную доселе, завораживающую, невозможную альтернативную реальность, неизменно направленную в Будущее, опираясь на опыт великого множества поколений. Безусловно, она не лишена «утопичности», однако в центре этой Утопии ВСЕГДА пребывает Человек, ибо в противном случае погибельный тупик Инферно неизбежен.
Пластичная, открытая для Познания, Метавселенная Сверхновой Сарматии не только постоянно обновляется, но и учится на собственных — увы, имеющих место - ошибках.

***

Далее вкратце раскроем отдельные аспекты неосарматского мировоззрения на примере его наиболее приоритетных составляющих.
Сущность «альтернативного» или восточного евразийства была блестяще раскрыта в 1999-м году Вадимом Штепой и Сергеем Корневым в программной статье «Большой раскол в евразийском движении»: «Нужно четко различать западно-евразийскую геополитику, «философию завоевания больших пространств», и восточно-евразийскую геофилософию, «философию локального, определенного места, топоса», для которой геополитика - только вспомогательное средство. Геофилософия не мыслит абстракциями «больших пространств», живущих в едином и синхронном «большом времени», она мыслит самобытными культурами, обитающими в собственном локальном пространстве-времени, выпадающими из «пространства Минковского». Геофилософии политически соответствует регионализм, а не геополитика. Как только мы углубляемся в стратегию, в геополитику, в войну Суши и Моря, - тут же вместе с «большим пространством» приходит и «большое время», и историцизм, и грубый эволюционизм, и линейный прогресс. «Большое пространство» и «большое время» - это строго взаимосвязанные вещи. Ныне вместе они и утверждают «постав», мир сугубо технократической экспансии и всеобщего культурного усреднения». Восточное евразийство не грезит глобальными имперскими монстрами «от океана до океана», но в поисках вдохновения и обретения себя уходит во «внутреннюю Евразию» («алхимическую Мезогею»). Ему омерзительны всевозможные расписные «штурмовики» или какие-нибудь «опричники» (особенно нынешняя, якобы «опричная», trash-пародия, театрально призывающая «пытать и вешать, вешать и пытать» и «обожествляющая» господский сапог), поскольку оно всерьёз относится «только к наследию русской культуры X-XVII веков, других древних культур Евразии (в том числе - старой европейской культуры), а своими наставниками считает мыслителей Церкви, старообрядцев, славянофилов и их духовных наследников (Достоевского, Леонтьева, Розанова)» (С. Корнев, В. Штепа «Большой раскол в евразийском движении»). Другое, не менее ёмкое определение геофилософии даёт профессор Владимир Дергачёв, автор серии актуальных книг и исследований по традиционной, новой и новейшей геополитике и геофилософии, глава Института Геополитики (http://www.dergachev.ru/): «Геофилософия (философия имманентного пространства) — наука о межцивилизационных отношениях и трансформации мирового имманентного порядка, основанного на представлениях о множественности миров многомерного коммуникационного пространства с высокой рубежной энергетикой. Геофилософия способствует преодолению географического и экономического детерминизма геополитики. Это философский разум государства, ведущий поиск возможной страны в имманентном мире. Геофилософия преодолевает ограничения традиционной географии, переходя в имманентное пространство безграничных коммуникаций, образуемых на энергонасыщенных рубежах многомерного пространства природы, человека и общества <...> Геофилософия стремится помочь человеку познать свою «неизвестную родину» (ландшафты жизни) и избавиться от глупого оптимизма и иллюзий. Это особенно актуально в эпохи смут, когда человек в хайдеггеровском смысле оказывается в ситуации одиночества и «заброшенности»». Заметим, что с восточно-евразийской геофилософией вполне смыкается оригинальная идея МезоЕвразии (MesoEurasia), озвученная Олегом Гуцуляком. Так, в обстоятельном интервью итальянскому журналу "La Nazione Eurasia: Bollettino Telematico Per Il Coordinamento Progetto Eurasia", он делает хотя и краткое, но весьма выпуклое, её описание: «Украинское евразийство имеет свою определенную историческую традицию, идущую с начала 20-х годов ХХ века. В эпоху национального движения за самобытность, позже названном «Расстрелянным Возрождением», группа украинских интеллектуалов и писателей во главе с Николаем Фитилевым-Хвылевым провозгласила идею «азиатского ренессанса» и лозунг «К психологической Европе!», рассматривая Украину как своеобразного посредника между Западом и Востоком, Севером и Югом, этакий субконтинет, который уже я предлагаю называть «МезоЕвразией» по аналогии с МезоАмерикой. Но скорее всего, Украина более похожа на Юго-Восточную Азию, где сошлись, как на перекрестке, потенциальные векторы нескольких мировых цивилизаций - Китайской, Индийской, Исламской и Океанической. Но кто она именно - европейский Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Вьетнам или Бирма? Думаю, время покажет». Нет ничего удивительного в том, что альтернативная МезоЕвразия так и не смогла найти общий язык с наступательным тотально-имперским евразийством образца А. Дугина, предпочтя ему более гибкое, более толерантное и менее радикальное «Международное евразийское движение традиционалистов» и, наконец, европейский третьепутистский «Интернационал Новых Правых» (Джонотон Боултер, Трой Саутгейт), для которого евразийство это, прежде всего, соборная идея децентрализованного (!) содружества евразийских народов.
Откровенно экзотический термин «анархаика» ввёл в обиход публицист, переводчик и главный редактор русскоязычного сетевого журнала «Киноварь» Мирон Фёдоров (http://www.zinnober.lenin.ru), дабы точнее и более содержательно выразить смысл того, что ныне подразумевается под т.н. европейским «национал-анархизмом». Слово «анархаика» состоит из двух смысловых частей - «анарх» и «архаика». «Анарх» — это, прежде всего, независимый, стоящий по ту сторону «правого» и «левого», «обособленный человек», открыто противостоящий наваждениям чудовищного «сладкого геноцида». «Архаика» - условно «допотопное» время, когда, собственно, историческое время ещё не начало свой отсчёт. Анархаик отважно погружается в зияющую бездну времён, эпох и эр, дабы извлечь оттуда нечто вдохновляющее, до того неведомое. Несомненно, что это тоска по Золотому Веку, когда небожители были особенно близки к своим детям - роду людскому.
«Столпами» европейского национал-анархизма являются французский контркультурный деятель Ханс Кани, поклонник Штирнера, публицист и художник, немец Петер Тёпфер и публицист и музыкант, фронтмэн милитари-дарк-фолк группы H.E.R.R., британец Трой Саутгейт. Национал-анархисты не являются вульгарными расистами и резко негативно относятся к тоталитарным антиутопиям «справа» и «слева» (национал-анархисты Германии даже позиционируют себя как «национал-антифа»). Для них одинаково неприемлемы как уродливый гитлеровский нацизм, так и сталинский национал-большевизм, китайский маоизм или северокорейский режим Ким Чен Ира. «Целью национал-анархизма является общество свободных людей, которые воспринимают другого, как достойного свободного человека (кроме случаев, когда этот человек не доказал настойчиво обратное)» (из Манифеста «Национал-Анархистского Русского Общественного Движения»). Неосарматизм, конечно, не причисляет себя открыто к национал-анархизму (хотя и эпизодически соприкасается с ним), но, тем не менее, вполне согласен с ключевыми - прежде всего гуманистическими, традиционалистскими и социально-альтернативными - его положениями. Скорее, в неосарматизме есть что-то от популярного ныне в Европе «кельтского анархизма» (celtic anarchism), в коем свободолюбие, верность Традиции и поэтическая утончённость сочетаются с огненным сопротивлением «технотронному фашизму» и плутократии New World Order. Осмелимся утверждать, что неосарматизму близок и российский рыцарский «мистический анархизм» 1920-х годов, чьей целью было создание нового рыцарства и воспитание Человека в суровом и неблагополучном «настоящем», способного построить действительно достойное, а не виртуально-абстрактное, замечательное только на словах, Грядущее с большой буквы. Исследователь орденского анархо-мистического движения Андрей Никитин приводит выдержку из текста Алексея Солоновича, «трубадура мистического анархизма»: «Человек есть «гроб Господень», который надо освободить новыми крестовыми походами, и для этого должно возникнуть новое рыцарство, новые рыцарские ордена — новая интеллигенция, если хотите, которая положит в основу свою непреоборимую волю к действительной свободе, равенству и братству всех в человечестве» (Андрей Никитин «Тамплиеров — на Лубянку!»). Самая последняя неосарматская инициатива — учреждение совместно с «Центром Тамплиерских Исследований» (руководитель — историк, публицист, писатель, идеолог «необонапартизма» Кирилл Серебренитский) гуманитарного проекта «Суверенный Рыцарский Орден Храма Престола Пречистой Святой Девы Галиции - Хранители Королевского Молчания» (http://www.galicia-trono.narod.ru/). В Ордене состоят люди самых разных национальностей (русские, украинцы, осетины, армяне, евреи, немцы, болгары), разного социального статуса (от университетских преподавателей и кандидатов наук до студентов) и разного рода занятий. Но всех их роднит исключительно одно — стремление вести истинно Справедливую Войну за Человеческий «гроб Господень» и нести свет Красоты, Любви, Добра и Радости в неспокойный мир сей, где ненависть, хищная злоба и жестокость возведены в ранг добродетели.
И, наконец, неосарматизм вдохновляется идеями «ноосферного коммунизма» (как вариант - «духовный коммунизм», «космический коммунизм»). Логично, что сейчас коммунизм у многих ассоциируется с навсегда ушедшей эпохой, а кому-то он чуть ли не «органически» чужд. Для кого-то — это ностальгия по рухнувшему Советскому Союзу, а кто-то, напротив, видит в этой, более чем противоречивой, идеологии трамплин для футуристического прорыва. Очертания «ноосферного коммунизма» как никогда ярко проявились в чарующей советской фантастике, к которой «официоз» часто относился с нескрываемым подозрением, а то и запрещал отдельные произведения за «крамолу» (например, роман Ивана Ефремова «Час Быка» и роман Олеся Бердника «Звёздный Корсар», изымавшиеся из библиотек и долгое время не переиздававшиеся). В романах Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», «Час Быка» и повести «Сердце Змеи», романе-трилогии Сергея Снегова «Люди как боги», ранних произведениях братьев Стругацких, а также повестях и романах «украинского Ефремова» Олеся Бердника наступившее, сбывшееся наяву, Грядущее человечества потрясало воображение читателя своим великолепием и грандиозностью. Это был мир Торжествующего Разума и Красоты Человека Космического. В него хотелось верить. И ради него хотелось жить и бороться. Разве не прекрасны чудесные строки замечательного литовского поэта-коммуниста и космиста Эдуардаса Межелайтиса: «Чего же тебе на Земле не хватает,/Тебе, коммунисту?/- Всего только - Звёзд под ногами,/Всего лишь - Вселенной,/Как сердце распахнутой настежь»? «Ноосферный коммунизм» был подлинно Человеческим, «другим коммунизмом», более чем далёким от того, что под обычно подразумевалось под «самым-справедливым-на-свете-строем» с вождями-мумиями на трибуне Мавзолея и постоянными трескуче-пафосными обещаниями «светлого завтра». В наши дни, когда «классическая» коммунистическая идеология пребывает в явном кризисе, появляется немало интересных и необычных, подчас экспериментальных, работ, где коммунизм нередко переосмысливается с позиций отнюдь не «марксистско-ленинских» и где на первое место выходит не дуалистический «классовый подход» или «ортодоксальный диамат», но Культура, Знание, Гуманизм, Этика, Высокая Нравственность и Благородство. «Коммунистическое общество, в отличие от прежних общественных формаций, приспособленных к стихийному столкновению антагонистических интересов людей, не может быть жизнеспособным, если оно не будет коллективом высокоразумных и высоконравственных индивидуумов, искренне устремлённых к общему благу. А разумность и нравственность применительно к задачам выживания и прогресса всей земной цивилизации должны отвечать высоким требованиям. Цивилизация в лице бóльшей и активнейшей части своих членов должна иметь достаточно правильное представление об устройстве и эволюции мироздания, о своём месте и роли в мироздании. В соответствии с этими представлениями цивилизация должна быть способной консолидированно направлять и организовывать свою деятельность к достижению по возможности бóльшего и долговременного блага. Коммунистическое общество можно строить только на широком и прочном фундаменте научных знаний и высоких этических устремлений» (А. А. Сазанов «От коммунизма классического к космическому коммунизму», Москва, 2003). Принимает ли Сверхновая Сарматия подобную, пусть и спорную, идею? Стремление к подлинному взаимопониманию и духовному братству, надежда на лучшее будущее и вера в триумф Богочеловека Вселенского — всё это внутренне близко неосарматам, как, впрочем, и всем «разумным» людям, живущим на планете Земля. «Звёздное Братство Духовных Республик - путь к спасению Планеты и Цивилизации. Юные поколения воспрянут из ада кровавой исторической суеты к небывалым космическим свершениям. Каждый Народ, ориентируясь на сказочные сокровища своего творческого духа, внесёт уникальную долю в очищение Земли, в поиск новых путей труда, творчества, жизни» (Олесь Бердник: «Пробудиться от рабской спячки...»). А потому первостепенная Задача Сверхновых Сарматов, как выразителей и защитников идеалов гуманистического духовного рыцарства - стоять на страже Мечты и быть Хранителями Звёздного Братства. Быть не только стражами Традиции, но и уважающими высшую ценность Жизни «прогрессорами»* и даже (не побоюсь употребить сей явно провокационный термин!) «правыми антифашистами» - везде, где Зло стремиться одержать верх, наносить ему мощный, решительный удар и выжигать его логово дотла. И затем продолжать свою ответственную Высокую Миссию - двигаться дальше, вперёд и вперёд, к затерянным в звёздных безднах солнцам и мирам. На космическом крейсере с дивным названием «Любовь», через пространство и время, к прекрасной Планете Цветов**, где нас ждут.

*Прогрессоры в научно-фантастической литературе — представители высокоразвитых разумных рас, в чьи обязанности входит содействие историческому прогрессу цивилизаций, находящихся на более низком уровне общественного развития.
Термин «прогрессор» был изобретён братьями Стругацкими и первоначально использовался лишь применительно к миру Полудня, позднее идею прогрессорства развил Сергей Лукьяненко в своей дилогии «Звёзды — холодные игрушки», придав ему, правда, совершенно другое значение и введя новую специализацию «регрессор», в чьи обязанности входило уменьшение уровня недружественных цивилизаций, подготовки почвы для прогрессоров.
Схожую с прогрессорством концепцию разработал Йен М. Бенкс в своих книгах, посвящённых вселенной «Культуры». (Источник: «Википедия — свободная энциклопедия»)

**Удивительные романтические образы из великолепного романа-феерии Олеся Бердника «Звёздный Корсар».

Вместо послесловия: мысли Олеся Бердника

Будущее наших детей прекрасно. Мир входит в полосу притяжение высших космических влияний, демонические структуры - деспотии, империи, диктатуры, тирании - будут распадаться, таять, как снег под лучами солнца. Утвердится на Земле духовность, народоправие, власть разума и сердца. Будут построены мосты к иным сферам Бытия, и к нашим детям придут славные гости далёких и близких миров. Начнётся Эпоха Встретившихся Рук, о которой мечтал великий фантаст Иван Ефремов, Эпоха Великой Радостной Игры.

(Олесь Бердник: «Пробудиться от рабской спячки...»)

Невозможно больше терпеть бесстыдства и безумия правителей, руководителей, вождей, вероучителей, начальников, превративших прекрасную Планету в адский лабиринт ужаса и страданий. Человеку был дан чудный, волшебный мир - чистые моря и океаны, буйные леса, искрящиеся водопады, райские цветы, вольные животные и птицы. Во что же мы превратили всё это, Друзья? Земля стала клоакой ужаса в Галактическом Звёздном Саду. Пора образумиться, пробудиться от тысячелетней спячки рабства, предательства и братоубийства. Хватит нам, Дети Солнца, пресмыкаться перед жупелами феодального и буржуазного миров! Создадим несокрушимое Братство Духовных Республик, очистим Землю от мусора веков, откроем пути к любовному воссозданию дружбы Человека и Природы. Восставшие стихии можно укротить только Любовью!

(Олесь Бердник: «Пробудиться от рабской спячки...»)

- Всегда делай своё дело, - сказал Великий Учитель. - Сердце укажет, в чём оно.
Интеллигентность - мудрость. А мудрость - следование долгу. А долг - это Любовь. А Любовь - крылья, обнимающие Мир...

(Олесь Бердник: «Пробудиться от рабской спячки...»)

Когда угасают звёзды -
Другие пылают вновь.
Кто зажигает их в небе?
Только любовь...
Когда побратимы уходят -
Пусты утешенья слов.
Кто встречу в грядущем готовит?
Только любовь.
Всё превращается в пепел,
В волны Первооснов.
В Вечности зёрна оставит
Только любовь....

(Олесь Бердник «Звёздный Корсар»)

Июнь 2009 года
Воронеж - Ивано-Франковск

Алексей ИЛЬИНОВ
при поддержке Олега ГУЦУЛЯКА
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: o_vladimir
2009-07-18 12:02 am (UTC)
Молодец!
(Reply) (Thread)