?

Log in

No account? Create an account
Третий путь живописца. - Перспективизм [entries|archive|friends|userinfo]
Перспективизм

[ website | Будешь? ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Третий путь живописца. [Jun. 7th, 2013|03:56 pm]
Перспективизм

perspektivizm

[miha_porshen]
До десятого июня в ДК «Октябрь» города Дубна выставлены на всеобщее обозрение работы московского художника Михаила Георгиевича Полякова. И хотя это первая его персональная выставка, по общему мнению, художнику удалось создать свой уникальный стиль, который был восторженно принят ценителями и одобрен мастерами изобразительного искусства. Надо отметить, что эта уникальность, самобытность и самость в творчестве Михаила появилась не сама собой, а стала результатом кропотливой работы, поиска, экспериментов и постоянной практики. Серьёзную роль в этом сыграл созданный Михаилом несколько лет назад «Клуб экстремального пленера».

+ + +
Сегодня, к величайшему сожалению, сфера творчества отдана на откуп представителям нежнейших слоёв общества, остальным же навязывается идея, что искусство, якобы, недостойное занятие для настоящего мужика. В силу такого расклада, значительная часть деятелей занимается искусством ради самого искусства, ориентируясь лишь на немногочисленное сообщество московских пижонов и пидарасов столичных и/или зарубежных эстетов. Такие художники совершенно не заботятся о впечатлении, которое их работы производит на массы, и массы отвечают им взаимностью.
Например, партия бузотёров-черноквадратчиков, в надежде на политический гешефт, выставляет напоказ различную мерзость, что, вполне справедливо, вызывает в народе негодование и агрессию. В силу какой-то странной несуразности черноквадратчиков причисляют к т.н. «креативному классу», но на поверку в их артелях царит полнейшее кумовство, и несмотря на окружающие их скандалы, банальность там сидит на банальности да примитивом погоняет.
Другие же авторы в большинстве случаев просто скучны. Случается так, что на выставках молодых художников (что особенно касается жанра пейзажа) кажется, что здесь представлены работы не разных людей, а одного единственного ксерокса. Профессионал, искусствовед или культуролог, быть может, и найдёт в этих работах «неповторимую игру света» или «пресыщенность атмосферы воздухом», но нам, простым зрителям, такие картины, кажутся уж чересчур похожими друг на друга: всегда обязательно ярко светит солнышко, просторный луг с обязательной зелёной травкой, непременная излучина речки, «дежурные» несколько берёзок и конечно же – чу! – вдали, слегка покосившаяся избушка. Это творчество можно охарактеризовать словами поэта О.К. Попова: «много, разно–, однообразно».
С момента своего создания «Клуб экстремального пленера» задал вектор некоего третьего пути: не скатываясь в маразм «либеральных моллюсков» (по выражению А.А. Проханова) избежать и фатальной одноликости современных почвенников. Слово «экстремальный» в названии Клуба следует понимать буквально: участники проекта выезжают на этюды в самые неожиданные места и при любых погодных условиях. Им случается писать полотна стоя по грудь в снегу или под проливным дождём, укрыв этюдник полиэтиленом; на четвертькилометровой высоте заброшенной, полуразрушенной вышки неизвестного назначения, или, наоборот, в подземных катакомбах, освещаемых лишь светом самодельного факела; в толчее фестиваля прямо в зале рок-клуба, среди отрывающейся молодёжи, или уж воистину в самом экстремальном месте нашей планеты – на заседании Государственной Думы Российской Федерации. География вылазок КЭПа тоже весьма обширна: Балтика, Кенигсберг, Валдай, Нижний Тагил, Крым, Москва, Дубна и др.
Но главный секрет экстремального пленера в том, что начав работать над произведением, следует его завершить здесь и сейчас: даже если земля треснет под ногами, даже если гаубицы начнут стрелять прямо над головой, даже если обычный дождь вдруг перерастёт в метеоритный – продолжать работать, пока картина не будет дописана. Никакие доделки и доработки позже неприемлемы, ибо смысл сего действа – передать неповторимость момента; в данном, конкретном месте, в данное, конкретное время запечатлеть на холсте уникальность своих ощущений. А с ощущениями здесь богато: творить на выездах КЭПа непросто, иногда и небезопасно, но и результат, как правило, превосходен – картины членов Клуба заметно выделяются среди других работ, ведь реальность всегда многограннее и интереснее любой абстракции.
А вот с этим-то несколько раз уже возникали неприятные ситуации, когда полотна живописцев КЭПа были удалены с ряда выставок, из-за их яркости и запоминаемости, оттеняющей бездарную жидовскую мазню произведения остальных участников. То есть, картины художников КЭПа вызывали повышенный интерес посетителей, в то время как на работы мажоров, чурбанов и пидарасов тех авторов, ради которых и устраивались указанные вернисажи, просто никто не обращал внимания.
Создавался Клуб группой студентов Академии им. Строганова. Только появившись «Клуб экстремального пленера» сразу привлёк внимание не только живописцев, но и других алкоголиков; в КЭПе состоят альпинисты, спелеологи, выживальщики, журналисты; очень тесно КЭП сотрудничает с творческим объединением поэтов-перспективистов. Ну а автором идеи, организатором и вдохновителем проекта стал, как понятно, Михаил Поляков.
Ныне, на открытии его персональной выставки, где было представлено 57 работ, присутствовавшие отметили все достоинства подобного подхода к творческой деятельности: много слов было сказано об оригинальности полотен, необычности и индивидуальности стилистики. Постоянно также звучали мнения о том, что художник сознательно нарушает те или иные законы живописи, но это не только не портит его произведения, но, наоборот, подчёркивает их выразительность. Всё красиво, зрелищно, искренне и жизнеутверждающе.
«Таких художников я ещё не видел» – говорит коллега по цеху изящных искусств, мастер с 60-летним стажем, автор герба Дубны, член Союза художников России Юрий Георгиевич Мешенков. – «Отличная живопись. Хотя он часто пренебрегает правилами, чувствуется нормальное образование. Я ещё несколько лет назад заметил: на разных выставках стали появляться картины, которые сразу бросаются в глаза, а на них подпись: «П.М.», и я всё думал, кто же такой этот «П.М.»? И вот сегодня наконец-то узнал, что это Поляков Михаил, рад познакомится с ним лично, хотя заочно, по его трудам, я знаком с ним уже лет десять».
Другие деятели отмечали, что Михаил рисует сердцем, и его явно не заботит, будут ли его картины продаваться или нет, как, собственно, и подобает настоящему художнику. Тем не менее, следует сказать, что несколько произведений были куплены ещё до открытия выставки, и после её окончания отправятся к своим новым владельцам. И это лишний повод поспешить посетить выставку Михаила Полякова, проходящую в городе Дубне, в ДК «Октябрь», в муниципальном выставочном зале при школе искусств «Вдохновение».
Интернет ресурс КЭПа: http://vk.com/club25719279
Личная страничка М. Полякова (давно необновлялась): http://tapor-hail.narod.ru/spisok.html
Фоторепортаж с выставки М. Полякова: http://perspektivizm.livejournal.com/128737.html
Местное ТВ об открытии выставки: http://perspektivizm.livejournal.com/129086.html

М. Моисеев, 01.06.13.
LinkReply